«Магинтек»  - это строительная компания, которая сохраняет репутацию сильного и 
надежного партнера.  В большинстве случаев мы  работаем по государственным заказам 
Правительства Российской Федерации и Правительства города Москвы.

Новости

Реконструкция «Детского мира» на Лубянке: ошиблись власти или недоработали девелоперы?

06 марта 2015г.

Одни предлагали полностью сохранить «именитые» интерьеры, выполненные в лучших традициях сталинского ампира. Другие настаивали на переосмыслении старого: создании нового оформления в обрамлении родных фасадных стен.

Что получилось на выходе, очень скоро увидит вся страна. Наш корреспондент побывала в здании бывшего «Детского мира» на Лубянке, а сегодня — «Центрального Детского Магазина» (ЦДМ), чтобы одной из первых рассказать о том, какие метаморфозы претерпели знаменитые стены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый, где появились эскалаторы

Колоссальный по размерам магазин детских товаров — знаменитый «Детский мир» — появился на Лубянской площади (в то время площадь Дзержинского) в 1957 году. Тогдашние газеты, захлебываясь от восторга, писали, что новый магазин — это «триумф общечеловеческих ценностей». «Детский мир» символизировал счастливое советское детство.

Здесь многое было впервые: эскалаторы, поднимающие посетителей с этажа на этаж, длинные ряды кукол, громадные витражи в полуарках окон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Популярный в то время советский архитектор Алексей Душкин, которому было поручено разработать проект, проявил всю свою фантазию, чтобы сделать залы магазина совершенно неповторимыми. В результате получилась сказка наяву.

Правда, Алексею Душкину немного не повезло: он как раз попал под хрущевское постановление «Об устранении архитектурных излишеств» и был вынужден отказаться от авторских мозаик Павла Корина и еще целого ряда элементов декоративного убранства.

— В итоге потолок атриума автору проекта пришлось опустить с седьмого до третьего этажа, — рассказывает руководитель работ по реконструкции главного детского магазина страны Иван Виноградов (на фото). — И из-за того, что потолок был сплошным, а не прозрачным, входная зона получилась похожей на глухой «самолетный ангар».

Колоссальный урон зданию нанесли постперестроечные годы. Благополучно просуществовав в статусе «детского» чуть ли не пять советских десятилетий, магазин в одночасье превратился в рядовое помещение, где арендовали площади десятки магазинчиков и мелких фирм. В начале «лихих 90-х» здесь стояли за колготками и сапогами, брали кредиты в местном отделении банка и даже покупали машины (в здании работал небольшой автосалон). А на улице, под стенами легендарного «Детского мира», бабушки продавали с рук вязаные кофточки, носки, сметану и всякую всячину.

Когда в конце 2010-х представители компании «Галс-Девелопмент», которой было поручено восстановить архитектурный раритет, решили обследовать здание, его состояние их ужаснуло.

— Творение Алексея Душкина изначально стояло как бы на половине плиты: часть здания опиралась на старые фундаменты Лубянского пассажа, — вспоминает Иван Виноградов. — А вот роль второй половины фундамента выполняли... насыпные грунты. Со временем они просели, и в несущих конструкциях появились трещины, некоторые — с кулак шириной. То есть, как вы понимаете, сохранять в такой ситуации аварийные несущие конструкции было просто бессмысленно.

И тогда компания-девелопер решилась на амбициозный проект.

 

Магазин внутри магазина

— Поскольку предметом охраны является фасад здания, его нужно было сохранить во что бы то ни стало, — рассказывает Иван Виноградов. — И тогда наши инженеры предложили оригинальное решение: выстроить внутри магазина… еще один магазин. То есть за фасадными стенами, которые в течение какого-то времени просто «висели» в воздухе на сложной системе подвесов, была выстроена новая несущая конструкция, на которую потом и перенесли «родной» фасад. Причем, как уверяют проектировщики, столь уникальное решение до этого вряд ли использовалось где-либо в мире.

Следующим этапом была реставрация самих керамических блоков фасадных стен: кирпич «лечили», заделывали образовавшиеся пустоты и возвращали на место.

Новая технология позволила отстроить опции, без которых уже непредставим современный магазин: подземный паркинг, просторные лифтовые шахты, продуктовый супермаркет на минус первом этаже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Привет из хрущевской оттепели получился горячим

Надо признать, с самого начала работ на девелоперскую компанию обрушился вал критики.

Ирония заключалась в том, что больше всего авторам реконструкции досталось именно за самые «красивые» решения. Например, за купол атриума, который по воле авторов проекта реконструкции стал прозрачным и «поднялся» до седьмого этажа. На верхотуре появились витражи по мотивам сказочных иллюстраций известного русского художника Ивана Билибина, которых у Алексея Душкина и в помине не было.

...Мы с нашим провожатым Иваном Виноградовым стоим в центре главного торгового зала «Детского мира» на Лубянке. Над нами — «иваны-царевичи», «царевны-лягушки», сказочные терема, выполненные по уникальной технологии запекания керамических красок между двумя стеклянными поверхностями.

— Это не классические витражи, — объясняет Иван Виноградов. — В средние века их составляли из отдельных кусочков и склеивали расплавленным свинцом. А здесь — современная технология.

В момент, когда наш собеседник замолкает, витражи вспыхивают всеми цветами радуги. Это заработала специальная подсветка на уровне купола. Наш взгляд устремляется вверх, на высоту седьмого этажа, где в голубом мареве теряется купол из светопрозрачных конструкций. Кстати, у Душкина этого тоже не было, а атриум, напомним, перекрывался сплошным потолком на уровне третьего этажа.

— Да, признаю, на «1957 годе» вы здесь вряд ли где-то постоите, — не скрывает руководитель восстановительных работ. — Нам пришлось полностью заменить облицовку колонн и пола. Но зато мы привезли мрамор практически из того же карьера, из которого брали его в 57-м. Получилось вполне аутентично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Точно так же, аутентично, выглядят и торшеры из той эпохи, установленные по периметру атриума. Осветительные приборы, правда, подлинные.

— Торшеры хранились на складе, — делится с нами Иван Виноградов. — Они были отреставрированы и восстановлены по чертежам Душкина.

Сейчас торшеры выглядят как пламенный привет из 1950-х.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оппоненты: Мы не узнаём «Детский мир», созданный Душкиным

Между тем и сегодня, когда реконструкция подходит к концу, оппонентов у проекта остается немало. Наиболее последовательные критики упорно считают, что в границах «Детского мира» случилась не реставрация, а новое строительство.

Чтобы прояснить ситуацию, мы позвонили известному московскому краеведу, культурологу, писателю, защитнику культурного наследия Москвы, создателю и бессменному руководителю организации «Архнадзор» Рустаму Рахматуллину (на фото). Тот был весьма категоричен:

— Ни о какой удачной реставрации «Детского мира» и речи быть не может. Просто потому, что это никакая не реставрация, а возведение абсолютно нового объекта в границах старых стен.

На «57-м годе» в новом здании «Детского мира», как поведал нам собеседник, действительно, постоять вряд ли удастся.

Дело в том, что интерьер здания, увы, изначально не был объявлен предметом охраны. Поэтому с ним поступили безжалостно: его просто уничтожили.

— Нам говорят: «Но мы ведь сохранили те самые торшеры…» Извините, если кто-то где-то, в каком-то чулане, складировал предметы убранства, или, правильнее назвать, антаблемента, это вовсе не значит сохранить интерьер, — продолжает Рустам Рахматуллин. — После уничтожения подлинного интерьера можно сколько угодно оценивать вновь созданный, но, согласитесь, это будет уже совсем другой интерьер.

— Я уже не говорю о том, что здесь беззастенчиво попраны авторские права, которые хранятся в семье архитектора Алексея Душкина, — продолжает Рустам Рахматуллин. — Слово «новодел» хотя бы подразумевает воссоздание старого облика, пусть и новыми средствами. Но здесь-то создан совершенно новый образ в объеме памятника архитектуры! На мой взгляд, это не восстановление в полном смысле этого слова, а манипуляция от начала и до конца.

— Но строители утверждают, что иного выхода не было. Памятник находился в аварийном состоянии, — пытаемся мы вмешаться в монолог.

— Нам, общественности, это так представили, — отвечает Рахматуллин. — Вначале легендарное здание подвергли полному разрушению, цинично прикрыв все это строительной сеткой: ведь на месте магазина зияла натуральная яма, которую утюжили бульдозеры. А потом туда пригласили журналистов, чтобы показать якобы плоды работы времени.

Почему не захотели сделать грамотно? По всем канонам реставрационной науки? Рустам Рахматуллин считает, что главная причина кроется в экономии и требованиях бизнеса. Современному магазину обязательно нужен был подземный уровень (парковки, продуктовый супермаркет). Чтобы легче было отрыть минус-этажи, и пошли на полное разрушение здания.

Краевед считает, что главной ошибкой девелоперов было приглашение на проект архитекторов общего профиля, незнакомых с деталями восстановления объектов культурного наследия. А реставраторы в проекте оказались, как говорится, «так, на рюшечках».

 

Дети смогут поиграть в строителей, врачей и полицейских

Между тем магазин готовится к открытию.

— Мне кажется, мы сделали все, что могли, — говорит руководитель проекта Иван Виноградов. — Считаю, мы спасли здание, сохранив при этом предмет охраны — периметр стен. Реконструкцию завершили в рекордные сроки: все работы заняли чуть больше двух лет. Более того, мы еще и по минимуму побеспокоили москвичей. Здание практически не закрывалось обширными лесами. Все было сделано изнутри.

Появились новые детали убранства, которые сделали знаменитый магазин еще красивее. Например, часовой механизм над одним из парадных входов. Его изготовили на Петродворцовом часовом заводе по проекту французского часового мастера.

— Мы решили не закрывать механизм циферблатом, чтобы можно было наблюдать, как ходят шестеренки. Даже смотровую площадку на верхотуре для этого соорудили. Думаю, детям это будет очень интересно, — поясняет Виноградов.

Как бы то ни было, сами дети сейчас, конечно, совершенно другие — прямо скажем, не такие, какими они были в 1957 году. Поэтому для них в новом «Детском мире» будут доступны современные интерактивные технологии. Например, Городок детских профессий, в котором будет своя биржа труда: маленькие посетители смогут побыть здесь полицейскими, продавцами, парикмахерами, строителями... В профессионально устроенных игровых зонах с детьми будут работать психологи, педагоги.

На одном из последних этажей появится Музей детства, куда собирают экспонаты со всей страны — игрушки, купленные здесь, в «Детском мире», в разные годы.

Между прочим, как нам рассказали представители компании-девелопера, все площади, представленные в аренду, уже разобраны. Многие известные детские бренды захотели иметь свою флагманскую торговую точку именно в легендарном магазине на Лубянке.

Так что вторая жизнь, совсем непохожая на первую (хорошо это или плохо, покажет время), этому магазину точно обеспечена.

 

 

Источник: строительство.ru

Инженерные системы