«Магинтек»  - это строительная компания, которая сохраняет репутацию сильного и 
надежного партнера.  В большинстве случаев мы  работаем по государственным заказам 
Правительства Российской Федерации и Правительства города Москвы.

Новости

IV Российский Инвестиционно-строительный форум

06 марта 2015г.

Как сделать инвестиционный климат в регионах более благоприятным? Об этом шла речь на РИСФ —IV Российском инвестиционном форуме, который проходил в Гостином Дворе.

— У нас бытует два странных заблуждения, — поведал аудитории президент ассоциации «Национальное объединение застройщиков жилья» (НОЗА), глава корпорации «Баркли» Леонид Казинец (на фото). — Первое — что власть нам чего-то недодает, не тем занимается, не туда смотрит. При этом, покритиковав власть, мы тут же погружаемся в другое, прямо противоположное заблуждение: мол, власть должна о нас позаботиться, отрегулировать финансовый рынок, выработать градостроительную политику, предоставить земельный участок и т.д.

 

Хватит патерналистских заблуждений

По мнению Леонида Казинца (на фото), мы совершенно искренне считаем, что государство нам обязано. 
А государство, в свою очередь, великодушно поддерживает такую патерналистскую (отеческую) модель поведения.

— Но времена меняются. И, может быть, настала пора расстаться с этими заблуждениями? — задается вопросом глава НОЗА. По его мнению, нужно перестать наконец ругать те порядки, для исправления которых мы сами ничего не сделали.

Путям «исправления» накопившихся недоработок в сфере инвестирования было посвящено большинство обсуждений форума.

Одна из самых интересных дискуссий состоялась на круглом столе «Создание благоприятного инвестиционного климата в строительной сфере», где присутствовали не только депутаты Госдумы РФ, представители АИЖК и Агентства финансирования жилищного строительства, но и гости из регионов, вице-губернаторы, региональные министры строительства, мэры российских городов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто самый обаятельный 
и привлекательный... для инвесторов

На протяжении целого ряда лет составляются рейтинги инвестиционной привлекательности российских регионов и отдельных городов. Зампредседателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы РФ, президент
НАМИКС Елена Николаева озвучила некоторые свежие оценки. С точки зрения инвестиций в строительство самыми привлекательными субъектами Федерации являются Калужская, Ульяновская и Костромская области, Татарстан, Краснодарский край. Здесь инвесторов ждут, что называется, с распростертыми объятиями.

По вложениям в инфраструктуру лидирует несколько иной «состав» регионов: Ростовская область, Красноярский край, Калужская область, Татарстан, Санкт-Петербург, Свердловская область, Москва и Ленобласть.

Как рассказала Елена Николаева, предприниматели находят этот перечень вполне справедливым. Может быть, стоит совершенствовать критерии отбора, но в целом мы уже имеем вполне показательную инвестиционную картину в масштабах страны.

Эти регионы вырвались вперед во многом благодаря тому, что здесь умеют детально и эффективно работать с инвесторами. В некоторых субъектах такая работа ведется практически в ручном режиме: прямые встречи, переговоры, деловые поездки, форумы.

— Хорошо все, что дает результат, — считает Елена Николаева.

Но есть и обратная картина. Если в каком-то регионе создана неблагоприятная среда для инвесторов (невозможно встретиться с руководством области, оно «непрозрачно», закрыто для общения), если на сайте города или области нет сведений о том, какие участки в данный момент предоставляются под застройку и какой пакет документов требуется для того, чтобы начать здесь строительство, — о каком благоприятном инвестиционном климате, по мнению депутата, тут может идти речь?

Со своей стороны намерен мониторить инвестиционную привлекательность регионов и Минстрой. Сотрудники ведомства будут регулярно заходить на региональные сайты и внимательно отслеживать, есть ли на них полезная для инвесторов информация, какие участки выставлены под строительство, в какой департамент обратиться за консультацией и т.д. А специально созданный координационный штаб будет проводить так называемые контрольные закупки — чтобы понять, насколько удобны инвесторам созданные в регионе механизмы.

 

 

Социальные нагрузки на бизнес нужно
 оптимизировать

Очень важный вопрос, с которым застройщик часто сталкивается в повседневной практике: разумные социальные нагрузки на бизнес.

— Недавно мы в НАМИКС анализировали ситуацию с обоснованностью того набора социальной инфраструктуры, который застройщик должен передать муниципалитету, — рассказала Елена Николаева. — Стали смотреть, какова же «карта» инфраструктуры вокруг тех или иных коттеджных поселков? Оказалось, что где-то она перегружена, а где-то — загружена процентов на пятьдесят! Школы и детские садики наполовину пустуют. В каких-то районах, например, достаточно детских дошкольных учреждений, но не хватает школ, при этом нам «в нагрузку» заказали строительство очередного детского садика.

Не логичнее ли было, по мнению Николаевой, «задействовать» какой-то уже существующий, но не полностью загруженный объект, доставляя туда детей из ближайших районов? Тогда не нужно было бы строить «лишнее».

В сухом остатке простая мысль: неправильно и недальновидно — подходить ко всем застройщикам, что называется, с одной калькой. Решение власти должны принимать вместе с предпринимательским сообществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поверх барьеров

Как известно, не так давно Минстрой принял Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства. Перечень устанавливает запрет для органов местного самоуправления на те действия, которые не укладываются в этот документ. Минстрой провел большую работу, оптимизировав перечень и исключив из него процедуры, затрудняющие работу застройщика, создающие дополнительные административные барьеры.

Сейчас идет еще один процесс, который так же трудно переоценить: перевод госуслуг в сфере строительства в электронный вид. Согласитесь, когда из процесса исключен человек (чиновник), резко снижается (чего уж там: практически сводится к нулю) вероятность каких-то пристрастных, личностных решений.

В электронный вид будет переведена и государственная экспертиза. Это еще одно удобство для инвесторов. Правда, такой формат значительно повышает ответственность самих экспертов. К слову, подготовлен законопроект, направленный на повышение требований к аттестации экспертов, которые занимаются выдачей заключений по проектам. Согласно этому документу, усиливается ответственность за выдачу положительных заключений, не соответствующих действительности, — вплоть до лишения эксперта квалификационного аттестата без права переаттестации в течение трех лет. Так что «сырой», недоработанный проект теперь вряд ли пройдет — тут инвестор не должен питать никаких иллюзий.

 

Инженерные сети у вас могут выкупить

Реальную помощь инвестору и застройщику могут оказать в такой, скажем прямо, далеко не всем известной структуре, как Агентство финансирования жилищного строительства. Между тем в АФЖС работает программа по выкупу у застройщика инженерной инфраструктуры, направленная на снижение конечной стоимости жилья для граждан определенных категорий.

Для России подобная практика — настоящее новшество. Конечно, нужно еще поработать, чтобы процедура стала абсолютно рыночной. Но в целом это весьма перспективное для застройщиков направление.

Предполагается, что инженерные сети будут выкупаться у застройщика по цене не более 4 тыс. руб.
за 1 кв. м. Что нужно застройщику, чтобы попасть в эту программу? Прежде всего заявить свой проект, который должен соответствовать определенным требованиям. Вступая в программу, застройщик принимает на себя обязательство продать определенное количество квадратных метров тем категориям граждан, которые установлены рядом правительственных документов (работникам бюджетной сферы и т.д.).

Отбор самих проектов будет полностью находиться в руках субъектов Федерации.

— А можно ли обратиться в АФЖС напрямую? — такой вопрос был задан в ходе открытой дискуссии в рамках РИСФ-2015. — Допустим, у инвестора не сложились отношения с губернатором области...

— Думается, в будущем, когда механизм будет отработан, такое обращение станет вполне возможным, — ответил генеральный директор ОАО «АФЖС» Андрей Шелковый.

Впрочем, АФЖС — далеко не единственная структура, оказывающая поддержку строительным проектам. Скажем, в рамках программы «Стимул» осуществляется поддержка строительства через банки. По этой программе банку предоставляются целевые средства для кредитования застройщика.

Как рассказал Леонид Казинец, если кредитование идет через первую тридцатку банков, вполне реально, участвуя в этой программе, получить кредит в пределах 11—12% годовых. При выросших кредитных ставках российских банков это, согласитесь, весьма заманчивое предложение.

Об этих программах более подробно можно узнать на интернет-портале «Жилье для российской семьи».

 

ГЧП: не очень приятная, но очень
полезная аббревиатура

Уже несколько лет горячо дискутируется вопрос о ГЧП — государственно-частном партнерстве. Казалось бы, такая форма — удобный инструмент для осуществления крупных проектов, которые не способен потянуть только регион или только бизнес. Ан нет...

— Для меня было настоящим изумлением, когда на днях я услышала, как Минэкономразвития в очередной раз заявило, что оно отказывается включать закон о ГЧП в тематику жилого строительства, — призналась Елена Николаева.

Между тем Президент Владимир Путин не раз говорил, что этот механизм нужно развивать. Поддерживает его и министр строительства Михаил Мень. Неужели столь весомой поддержки недостаточно?

Констатировав, что обсуждение этой темы идет очень туго, Елена Николаева попросила помощи у участников форума в данном вопросе — вплоть до составления коллективной петиции.

 

Голоса с мест

Выступили на форуме и посланцы российских регионов. Например, представитель Калуги (город и область лидируют во всех инвестиционных рейтингах) рассказал, что в регионе давно отработаны методики для иностранных и отечественных инвесторов. Уже реализовано 150 крупных проектов, появилось несколько индустриальных парков, есть даже своя экономическая зона. В прошлом году Калуга сдала 800 тыс. кв. м жилья. На сайте города размещена вся необходимая информация о свободных площадках под промышленное строительство. Правда, Калугу немного пожурили за то, что в Сети нет информации о возможностях города по предоставлению территорий под жилое строительство.

Представитель Ханты-Мансийска отметил, что сибирские строители ждут привлекательных инструментов и механизмов, которые помогут им в нынешних непростых условиях. В частности, он имел в виду программу государственной поддержки по ипотеке, которая, как известно, уже практически запущена.

Участник форума из Рязани поведал, что в его регионе договорились о создании единого фонда застройщиков, который должен поддержать членов этого сообщества в непростое время. Кроме того, он предложил сократить количество общественных слушаний по проектам комплексного освоения территорий. Сейчас такие проекты проходят через вереницу «всенародных обсуждений»: по изменениям в Генплане, схеме территориального планирования, по правилам землепользования и т.д. Предлагается объединить все эти процедуры в одну.

В общем и целом РИСФ-2015 прошел на высокой ноте, продемонстрировав обоюдную заинтересованность — государства и инвесторов — в выработке удобных и эффективных механизмов инвестирования в строительную отрасль.

 

Источник: строительство.ru